0
Вопрос

Что может привести к срабатыванию автоматического выключателя при выключении вытяжного вентилятора?

25.12.2025 20:48

В моей ванной комнате есть выключатель для света и выключатель для вытяжного вентилятора. Кажется, что иногда, но не всегда, при выключении вентилятора выключается электричество, а не включается. Похоже, что это не зависит от того, включен свет или нет.


Где наиболее вероятный источник проблемы: в выключателе, в автомате или где-то в стене?

P
Paul Belardi
Автор вопроса

Комментарии:
p
put up wet
25.12.2025 20:48

Ваши руки сухие, когда вы выключаете прибор?

S
SteveR
25.12.2025 20:48

Является ли выключатель устройством GFCI?


Ваш ответ

4 ответа
0
S
Sk5
25.12.2025 20:48

У меня тоже была эта проблема. Я заменил УЗО, но проблема осталась.
Когда я снял настенную панель, то обнаружил, что заземляющий провод подключён к нейтральному контакту на выключателе, а к заземляющему контакту на выключателе провод не подключён. Насколько я понимаю, это приводит к тем же симптомам — срабатыванию УЗО при периодическом выключении вентилятора.

Комментарии:
  • S
    Sk5
    25.12.2025 20:48

    Да, тот, что был там изначально, возможно, не был стандартным. Но я не видел на нём регулятора скорости вращения вентилятора. Это вполне мог быть интеллектуальный выключатель. Мне нужно проверить и вернуться.

  • T
    ThreePhaseEel
    25.12.2025 20:48

    Тогда зачем ему нейтральная точка? В обычном выключателе света нейтральная точка не нужна...

  • S
    Sk5
    25.12.2025 20:48

    Нет, это был обычный выключатель. Когда я открыл настенную панель, то увидел, что выключатель был другой марки, не такой, как остальные. Это навело меня на мысль, что этот выключатель был неправильно заменён мастером-любителем.

  • T
    ThreePhaseEel
    25.12.2025 20:48

    Был ли этот переключатель чем-то вроде регулятора скорости или интеллектуального переключателя?

0
25.12.2025 20:48

Я знаю, что это очень старый вопрос, но причина моей проблемы была скорее связана с конструкцией корпуса вентилятора. Во время довольно горячего душа у меня отключилось электричество в ванной. После повторного включения выключателя он снова отключился. Я выключил вентилятор на стене и снова включил выключатель. Он не отключился. Теперь я знал, что проблема связана с вентилятором, а не с освещением или розетками. Я снял крышку вентилятора, чтобы убедиться, что двигатель легко вращается, и сразу заметил капли воды на вилке двигателя. Я отсоединил шнур и увидел, что на штыре вилки скопился пар, из-за которого произошло короткое замыкание между двумя штырями. Я высушил вилку и розетку, включил вентилятор, и автоматический выключатель не сработал. С проводкой в моём доме или с самим вентилятором всё было в порядке. Поскольку вилка направлена вверх, когда вентилятор подключен к корпусу, водяной пар, попадающий в корпус, может оседать на вилке, проходя через вентилятор, и вызывать короткое замыкание. Я думаю, что это происходило бы реже, если бы вилка была направлена вбок, а не вверх. За 6 месяцев использования этого вентилятора такое случилось только один раз. Конечно, мне нужно убедиться, что вытяжное отверстие не забито птичьим гнездом или чем-то ещё, но, похоже, пар выходит довольно эффективно. Если это повторится, мне нужно будет найти способ предотвратить контакт водяного пара с поверхностью пробки.

0
p
25.12.2025 20:48

У меня была такая проблема, когда я работал в пабе. Выключатель был двухпозиционным, и заземляющие кабели от другого выключателя соприкасались с L2, поэтому при переключении ток шёл от провода выключателя к заземляющему проводу, что приводило к короткому замыканию.

0
K
25.12.2025 20:48

Интересно. Я могу придумать пару сценариев.

Во-первых, выключатель может вызывать небольшую дугу при разъединении контактов, и это приводит к срабатыванию выключателя GFCI / AFCI на панели. Выключатель также может быть изношен до такой степени, что это может привести к короткому замыканию от горячего к заземлению; маловероятно, что это приведет к срабатыванию выключателя, но это может произойти. Наконец, в распределительной коробке может быть оголена проводка в сочетании с ослабленным креплением выключателя внутри коробки, что приводит к короткому замыканию между проводами при переключении выключателя.

Во всех случаях наиболее вероятным виновником является выключатель. Однополюсные выключатели на 120 В и 15 А стоят недорого, так что можно просто заменить его. Убедитесь, что нет оголённого провода, который может замкнуть на землю. Я обнаружил, что полезно обматывать выключатель или розетку изолентой, которая закрывает клеммы и другие токоведущие части вокруг корпуса выключателя и помогает предотвратить короткое замыкание. При установке нового переключателя в корпус убедитесь, что оголённые металлические части не соприкасаются друг с другом.

Если это не решит проблему, то следующим вероятным виновником является панельный выключатель GFCI или AFCI, который срабатывает в ответ на искрение в точке размыкания контактов выключателя. Это нормально; очень небольшая дуга возникает, когда контакты находятся очень близко друг к другу непосредственно при включении и выключении выключателя. Выключатели AFCI иногда подвержены подобным "ложным срабатываниям"; например, вы можете отключить выключатель AFCI, подключая прибор, который уже включен. Вам не нужен выключатель AFCI в цепях ванной комнаты; только в цепях спальни, построенных или отремонтированных в последний раз после 1999 года. Таким образом, пока ваша спальня и ванная комната подключены к отдельным панелям (а так и должно быть), вы можете использовать обычный выключатель. Вам действительно нужна защита GFCI для розеток в ванной комнате. Это значит, что если вы отключите автоматический выключатель GFCI и замените его (или, точнее, если это сделает за вас лицензированный электрик), вам нужно будет заменить самую «верхнюю» розетку в этой цепи на розетку GFCI, а также убедиться, что все розетки во «влажных» зонах (в пределах 1,2 метра от раковины, ванны, душа или туалета) защищены этим устройством.

Это также может быть вызвано выключателем GFCI, защищающим выключатель и вентилятор, который обнаруживает ток, проходящий через нейтральную сторону (которая остается закрытой при выключении выключателя) вращающимся двигателем вентилятора при его выключении. В конце концов, двигатель - это, по сути, просто генератор, работающий в обратном направлении. Поскольку большое маховичко вентилятора продолжает вращаться после отключения питания, это может привести к возникновению напряжения, вызывающего дисбаланс между горячей и нейтральной клеммами, что приводит к срабатыванию выключателя. Опять же, в этом случае вы можете решить проблему, заменив панельный выключатель обычным выключателем с "медленным отключением" и просто защитив розетки розеткой GFCI вместо всей цепи.

Мне трудно поверить, что вентилятор мог быть причиной срабатывания выключателя, если это не GFCI, но если вы до сих пор не нашли причину к этому моменту, вентилятор нужно проверять в последнюю очередь. Убедитесь, что двигатель надежно установлен в корпусе и что вся проводка должным образом изолирована без возможности короткого замыкания. Убедитесь, что сам двигатель исправен. Возможно, из-за изношенного подшипника или втулки якорь соприкасается с корпусом при резком изменении нагрузки (например, когда электромагнитная сила, которая его вращает, исчезает). Я не могу придумать, что ещё могло бы привести к срабатыванию обычного автоматического выключателя при выключении вентилятора, но при этом не вызвало бы гораздо более серьёзных проблем при включении.

Комментарии:
  • K
    KeithS
    25.12.2025 20:48

    @phil — единственное, что я могу придумать, — это найти двухпозиционный настенный выключатель. Его можно подключить так, чтобы он одновременно отключал и фазу, и нейтраль для вентилятора, что предотвратит перегрузку при снижении скорости вращения вентилятора. Двухпозиционные выключатели, рассчитанные на 120 В переменного тока, встречаются нечасто, но двухполюсные двухпозиционные выключатели (которые имеют три положения и могут быть легко подключены для работы в режиме «вкл.-выкл.-выкл.») встречаются, поскольку они используются в коммерческих и промышленных целях для выполнения различных задач, в первую очередь для управления, как вы уже догадались, электродвигателями.

  • N
    Niall C.
    25.12.2025 20:48

    Ваша помощь была запрошена специально: см. удалённый ответ ниже и редакцию 1 этого вопроса.

  • T
    Tester101
    25.12.2025 20:48

    @SteveR Если вы ссылаетесь на NEC или другие коды, пожалуйста, укажите номера статей.

  • l
    lqlarry
    25.12.2025 20:48

    @KeithS - Представитель фабрики Broan - Nutone сказал мне, что GFCI необходим для влажных помещений, например, для потолка над душем / ванной.

  • P
    Paul Belardi
    25.12.2025 20:48

    Должен добавить, что вентилятор совершенно новый, я заменил старый, который работал так же.

  • K
    KeithS
    25.12.2025 20:48

    @SteveR: Да, вы правы. Я бы ожидал, что, если производитель вентилятора рекомендует GFCI, вентилятор должен быть сконструирован так, чтобы не отключать GFCI из-за нагрузки на нейтраль при отключении вращения или по любой другой причине, независимо от того, сколько он использовался в течение номинального срока службы (и я видел, что вентиляторы все еще работают на полную мощность спустя 40 лет). Возможно, владелец дома или предыдущий владелец сняли вентилятор, для которого требовался УЗО, и заменили его на устройство, которое не рекомендуется использовать с УЗО или несовместимо с ним.

  • K
    KeithS
    25.12.2025 20:48

    @Стивен: Обмотка выключателя изолентой помогает предотвратить контакт клемм с заземляющим проводом или, если коробка металлическая, с её стенками. Я лично сталкивался с ситуацией, когда всё работало нормально, пока выключатель был отсоединён, но при повторном подключении происходило короткое замыкание, потому что клеммы выключателя касались стенки коробки или следующего выключателя. Это больше проблема с большими мощными узлами GCFI и 20A, но это все равно может предотвратить проблемы даже с обычным коммутатором или розеткой 15A.

  • S
    SteveR
    25.12.2025 20:48

    Если вентилятор или светильник для ванны находится в зоне ванны или душа, для этого может потребоваться сертификат GFCI. В кодексе NEC указано, что если производитель рекомендует использовать GFCI, вы должны использовать его.

  • S
    Steven
    25.12.2025 20:48

    Насколько мне известно, люди обматывают розетки/выключатели изолентой, чтобы штукатуры не закоротили их, когда будут вырезать коробки. В остальном это не нужно