0
Вопрос

Можно ли проветривать ванную комнату через потолочный вентилятор, если я использую специальное устройство?

26.12.2025 18:15

Я хотел бы получить разъяснения. Я читал о том, как установить вытяжной вентилятор в ванной комнате, и читал, что вентиляционное отверстие всегда должно выходить наружу, но я продолжаю читать, что вентиляционное отверстие никогда не должно выходить через софит.
Я не совсем понимаю, что это значит. Имеют ли они в виду, что не следует устанавливать вытяжной вентилятор под софитом в надежде, что он будет выходить наружу, или они имеют в виду, что не следует использовать для этого софитный вентилятор?
Я постоянно натыкаюсь на такие устройства, как эти вентиляционные отверстия в потолке ванной и эти, которые, судя по всему, представляют собой вентиляционные отверстия, устанавливаемые в потолке и обеспечивающие выход воздуха непосредственно наружу.


Эти устройства кажутся работоспособными. Допустимо ли их использование?

N
Nick Nack
Автор вопроса

Комментарии:
m
mikes
26.12.2025 18:15

Разница может заключаться в том, что воздух выходит в перекрытие или через перекрытие.


Ваш ответ

4 ответа
0
D
26.12.2025 18:15

В прошлом я был большим поклонником потолочных вентиляционных отверстий. Я считал, что если использовать качественные вентиляционные отверстия с хорошей заслонкой от обратной тяги, а также хорошо герметизировать и изолировать воздуховод, то это будет отличный способ вентиляции для ванной комнаты. У такого способа есть несколько ключевых преимуществ:

  • Прежде всего, он не проникает ни в крышу, ни в фронтонную
    стену, что исключает риск попадания воды
    из-за дождя, принесённого ветром, или из-за отсутствия защиты на фронтонных стенах. Каким бы проблемным ни был влажный
    воздух на чердаке, я думаю, что жидкая вода на порядок
    хуже.

  • Это также позволяет прокладывать воздуховоды короткими эффективными отрезками, располагать их низко (между
    балками перекрытия) и, следовательно, под слоем задувной изоляции
    (поэтому можно использовать жесткие воздуховоды и не прибегать к отдельной
    изоляции).

  • Наконец, использование потолочного вентиляционного отверстия создает своего рода тепловую ловушку: теплый воздух
    из воздуховода стремится подняться, а не опуститься, поэтому при неработающем вытяжном вентиляторе
    потери тепла должны быть меньше. Даже с заслонками на
    вентиляторе и в вентиляционном отверстии эти заслонки не являются герметичными. Часто
    конец воздуховода немного поднимается, прежде чем опуститься и
    выйти через потолочное вентиляционное отверстие, что только усиливает эффект тепловой ловушки.

Однако, несмотря на все эти преимущества, которые, на мой взгляд, весьма существенны, я начинаю сомневаться в том, что установка потолочных вентиляционных отверстий — это хорошая идея. Раньше я так делал и теперь немного смущён тем, что даже не подумал о том, что значительная часть отработанного воздуха может всасываться обратно в потолочное вентиляционное отверстие или соседние потолочные вентиляционные отверстия.

Я думаю, что если закрыть вентиляционные отверстия (выходящие на чердак) в пролёте между балками, из которого выходит воздух, и ещё по одному с каждой стороны, это значительно уменьшит проблему. Влага должна быстро испаряться в окружающий воздух, особенно при малейшем дуновении ветра. Кроме того, нужно убедиться, что нижняя часть этих софитов окрашена или защищена от влаги другим способом. Я также считаю важным понимать, что мы говорим о воздухе в ванной, а не о вентиляционном отверстии сушилки, поэтому, хотя воздух и будет влажным во время принятия душа, это не значит, что мы выпускаем клубы пара.

Также имейте в виду, что основное назначение вентиляционных отверстий в подшивке — обеспечивать постоянную циркуляцию воздуха под кровельным настилом и удалять влагу с чердака. Поэтому любой всасываемый влажный воздух или образующийся конденсат должны быстро удаляться. Я не говорю, что это не может стать проблемой (особенно зимой), но, на мой взгляд, здесь заложена большая степень допустимости.

Так что я в некотором замешательстве. Я склоняюсь к мысли, что лучше делать вентиляцию через фронтонную стену, особенно если она защищена навесом, но я не думаю, что вентиляция через софит настолько ужасна, как некоторые её описывают. И я бы в любом случае предпочёл вентиляцию через софит, а не ещё одно отверстие в крыше, особенно при модернизации. Я также считаю, что Дэйв приводит много веских аргументов.

Комментарии:
  • D
    Daniel Griscom
    26.12.2025 18:15

    Здравствуйте и добро пожаловать на Stack Exchange. Отличный ответ, продолжайте в том же духе!

0
D
26.12.2025 18:15

Хорошо, в кодексе UCC конкретно сказано:

• Раздел 1501.1. Наружная разрядка
— Воздух, удаляемый каждой механической вытяжной системой, должен выводиться наружу
• Воздух не должен выводиться на чердак, в подкровельное пространство, на коньковую вентиляцию или в подпол.
— Исключение: допускается установка чердачных вентиляторов общедомового типа, которые выбрасывают воздух в чердачное пространство жилых домов с отдельными чердаками.

НО. НО. НО. Это означает, что вы не можете выводить выхлопные газы в (внутри) самого перекрытия. Если вы это сделаете, то будете выводить выхлопные газы в пространство под перекрытием, а не за пределы здания.

Вы, конечно, можете провести вентиляционную трубу ЧЕРЕЗ подвесной потолок. Тогда вентиляционная труба будет выходить наружу.

Таким образом, аргумент заключается в том, что влажный воздух из ванной выходит наружу и всасывается обратно на чердак через потолочные вентиляционные отверстия, встроенные в большинство кровельных/чердачных систем.

НО, если у вас есть вентиляционное отверстие в нескольких метрах от вытяжки (для вредных выбросов требуется расстояние в 10 футов, но вытяжка в ванной не считается опасной и не подпадает под это требование), то у вас нет проблем ни с точки зрения норм, ни с какой-либо другой.

Итак, последний аргумент заключается в том, что влажный воздух будет скапливаться в карнизе подкровельного пространства/крыши и в конечном счёте приведёт к её гниению. Самый простой способ решить эту проблему — установить торцевую заглушку или вентиляционное отверстие, которое отводит воздух в сторону от дома. Такие заглушки можно купить в строительных магазинах или заказать онлайн. Не уверен, что мне разрешено размещать здесь ссылки.

Итак, если вы всё обдумаете и спланируете, то всё будет хорошо.

Лично я считаю, что даже обычный круглый вентиляционный люк в моём потолке не приводит к гниению крыши, если открывать его раз в день или около того на несколько минут. Я думаю, что испарение с поверхности крыши справляется с этой задачей. Но это всего лишь моё мнение. Меня гораздо больше беспокоит то, что в вентиляционном люке нет сетки от насекомых или чего-то подобного.

0
26.12.2025 18:15

Я думаю, что главная проблема здесь в том, что любители делать что-то своими руками видят такие товары и думают: «Эй, я могу использовать это, чтобы облегчить себе работу!» Проблема в том, что наличие товара не означает, что он применим во всех ситуациях.

Бывают ситуации, когда софиты не используются в качестве вентиляционных отверстий, и в этом случае такие вытяжные отверстия вполне допустимы. Однако если софит используется для вентиляции чердака, то такое отверстие использовать не стоит. Теплый влажный воздух будет всасываться обратно на чердак, и в конечном итоге у вас возникнут проблемы.

Одно из главных различий между любителем и профессионалом заключается в том, что профессионал знает, какие продукты существуют и когда их следует использовать. В то время как любитель имеет лишь ограниченное представление о доступных продуктах и адаптирует их под свои нужды.

Комментарии:
  • T
    Tester101
    26.12.2025 18:15

    @DA01 Я бы сказал, что «профессионал», который не разбирается в лучших практиках, вообще не является профессионалом. Получение оплаты за свою работу не должно быть единственным критерием для того, чтобы называться профессионалом.

  • D
    DA01
    26.12.2025 18:15

    Мелкая придирка... Я не могу согласиться с тем, что третий абзац — это прописная истина. Я имел дело со многими профессионалами, которые просто отказываются понимать новые продукты или современные методы и технологии в строительстве (или даже базовые обновления кода). Может быть, это благодаря интернету, но добровольный помощник, который может потратить некоторое время на серьёзное исследование и чтение, может быть очень хорошо информирован по сравнению с некоторыми профессионалами.

0
B
26.12.2025 18:15

Можно сделать вентиляционное отверстие в подшивке потолка, но можно сделать и вентиляционное отверстие прямо на чердаке, и оба варианта — неудачные. Это связано с тем, что подшивка потолка используется для подачи воздуха на чердак (и выхода через коньковое или фронтонное вентиляционное отверстие). Если вы сделаете вентиляционное отверстие слишком близко к подшивке потолка, теплый влажный воздух, который вы пытаетесь вывести из дома, будет всасываться обратно в подшивку и на чердак, где он будет охлаждаться и конденсироваться на нижней стороне крыши.

Комментарии:
  • j
    jberryman
    26.12.2025 18:15

    Я имею в виду, что если вентиляционное отверстие находится в нескольких метрах от потолочного вентиляционного отверстия, то произойдёт следующее: механически отработанный воздух (влажный, но мы не говорим о паре) очень быстро смешается с наружным воздухом, небольшая часть этого воздуха вернётся обратно через потолочное вентиляционное отверстие (на юге влажность может достигать 80 % вместо 70 %), и это будет происходить примерно 30 минут в день. Также не существует такого мира, где вентиляционное отверстие в потолке активно всасывает воздух, но на чердаке при этом достаточно прохладно, чтобы конденсировался влажный воздух. Наконец, учтите, что ОТСУТСТВИЕ ВЕНТИЛЯЦИИ В ВАННОЙ КОМНАТЕ обычно является нарушением норм

  • s
    shirlock homes
    26.12.2025 18:15

    Я тоже согласен с BMitch. Часто вентиляцию устраивают через слуховое окно, но это окно должно быть изолировано от приточных вентиляционных отверстий как минимум на несколько футов. Если теплый влажный воздух будет всасываться обратно на чердак через соседнее слуховое окно, то весь смысл вентиляции будет сведен на нет.

  • D
    DA01
    26.12.2025 18:15

    Согласен. Вентиляционное отверстие в подшивном потолке — это практически то же самое, что и вентиляционное отверстие, выходящее прямо на чердак. В любом случае влажный теплый воздух будет подниматься по нижней стороне обшивки в поисках вентиляционного отверстия в коньке. (Тем не менее это невероятно распространенное явление... в том числе в доме, на который я только что сделал предложение. Чёрт!)