0
Вопрос

Стоит ли утеплять трубы PEX для горячей воды?

23.12.2025 22:38

Стоит ли тратить время и деньги на изоляцию труб для горячей воды из сшитого полиэтилена? Я встречал противоречивые мнения.


Что вы думаете по этому поводу? Но что ещё важнее, можете ли вы это подтвердить?

D
Dilbert789
Автор вопроса

Комментарии:
D
Dilbert789
23.12.2025 22:38

@DaveInCaz Изначально вопрос касался горячего водоснабжения, но даже для обогрева помещения вам, вероятно, понадобится теплоизоляция, чтобы можно было добавить тепла в нужном месте.

S
StayOnTarget
23.12.2025 22:38

Вы имеете в виду горячее водоснабжение для таких целей, как принятие душа? Или трубы ГВС, используемые для отопления помещений?


Ваш ответ

17 ответов
0
Лучший ответ
C
23.12.2025 22:38

Это определённо того стоит, если вы прокладываете новые трубы или если к существующим трубам есть лёгкий доступ, но если для доступа вам придётся поднимать доски и т. д., то, скорее всего, нет.

PEX — очень хороший проводник. Одно из его применений — системы подогрева пола, поэтому, если вы используете его для подачи горячей воды, его определённо стоит изолировать. То же самое относится и к медным трубам.

Комментарии:
  • i
    isherwood
    23.12.2025 22:38

    Теплопроводность Pex составляет около 2 % от теплопроводности воды.

  • C
    Craig Tullis
    23.12.2025 22:38

    PEX используется для тёплого пола и обогрева подъездных путей для предотвращения обледенения. Это означает, что он является очень хорошим проводником тепла. Поэтому его изоляция определённо выгодна, поскольку сам по себе он не обладает значительными изоляционными свойствами.

  • H
    Hightower
    23.12.2025 22:38

    С точки зрения расхода воды, если ваша кухня и ванные комнаты соединены между собой. вы обнаружите, что при периодическом использовании любого крана вы всё равно можете пользоваться тёплой/горячей водой в трубах (с изоляцией). В моей ванной комнате мне приходится включать воду примерно на 30 секунд, чтобы она нагрелась, а затем, если я пытаюсь сделать это снова примерно через 5 минут, мне приходится включать её ещё на 30 секунд. — пустая трата воды и электричества.

0
P
Pat
23.12.2025 22:38

Это зависит от того, где находятся трубы. Если в хорошо утеплённом доме, то разница в эффективности будет не такой большой.
Но если трубы находятся в месте, куда может проникать сильный холод (под карнизом или на чердаке), то обычной изоляции чердака будет недостаточно.
Поэтому, если в вашем регионе (как в этом году в Европе) возможны длительные периоды холодов от -10 °C до -20 °C, то изоляция труб (из серого вспененного материала) поможет предотвратить замерзание.

Комментарии:
  • E
    Eric Simpson
    23.12.2025 22:38

    Изоляция труб, даже в помещении с кондиционером, определённо помогает. Мои трубы находятся в подвале, где температура всегда примерно на 10 градусов ниже, чем в доме. Изоляция холодного трубопровода предотвратила образование конденсата и его попадание на пол и предметы. Изоляция горячего трубопровода сократила время и расход воды для получения горячей воды в кране как минимум вдвое. Это также повысило температуру горячей воды в кране, что позволило мне снизить температуру водонагревателя для дополнительной экономии.

  • J
    Jeffrey
    23.12.2025 22:38

    Предотвращение замерзания — не лучшая причина для изоляции труб с горячей водой. Если у вас проблемы с замерзанием труб, изоляция только горячей трубы не сильно поможет.

0
23.12.2025 22:38

Наверное, оно того не стоит.

Учитывая, сколько стоит изоляция (не говоря уже о стоимости установки, хотя это можно сделать своими руками, так что это будет бесплатно), я думаю, что потребуется много времени, чтобы окупить затраты на воду, которая уходит в канализацию, чтобы попасть в более горячую воду из бака, а также затраты на нагрев этой дополнительной воды до температуры, которая была бы у воды в изолированной трубе.

Мне бы понадобилось (или, точнее, тому парню из XKCD понадобилось бы):


  1. стоимость воды в вашем регионе
  2. длина и диаметр трубы из сшитого полиэтилена от бака до обычного смесителя
  3. средняя температура внутри и снаружи вашего дома и
  4. процентное соотношение трубы из сшитого полиэтилена, находящейся внутри дома

0
23.12.2025 22:38

Существует две причины для изоляции труб из сшитого полиэтилена:


  1. Не допускайте их перегрева при низких температурах
  2. Не допускайте перегрева холодных труб из сшитого полиэтилена

Когда мы прокладывали трубы из сшитого полиэтилена, мы очень тщательно следили за тем, чтобы горячие и холодные трубы не соприкасались, так что проблема № 2 нас не коснулась. В моём климате я больше беспокоился о том, чтобы холодные трубы не замёрзли, и изолировал их, особенно в тех местах, где они проходили рядом с внешней стеной дома или где они пересекались с холодным воздуховодом/вентиляцией.

Комментарии:
  • e
    elPastor
    23.12.2025 22:38

    ConsultUtah — как ваши трубы PEX показали себя в очень холодную погоду? Я живу в регионе, где часто отключают электричество, поэтому я ищу лучший пассивный вариант (вероятно, PEX-A + изоляция), который выдержит отрицательные температуры.

0
23.12.2025 22:38

Да, я бы утеплил: не в последнюю очередь потому, что вода в трубе будет дольше оставаться тёплой. Хотя сшитый полиэтилен лучше изолирует, чем медь, чем быстрее горячая вода проходит по трубе, тем лучше.

0
23.12.2025 22:38

В моём доме это сделал сантехник, но у нас есть колодец. Он утеплил трубу с холодной водой везде, где только мог, вероятно, потому, что она находится в напорном баке, и он надеялся, что вода будет оставаться холодной.

Когда вы прикасаетесь к холодной и горячей меди, вы чувствуете холод и тепло, а это значит, что теплообмен в медных трубах эффективен. (необходимо изолировать)

Возьмите пекс и посмотрите, что вы сможете почувствовать.

Комментарии:
  • M
    Matt Dowell
    23.12.2025 22:38

    Джереми: На самом деле я так и написал. Эффективна теплопередача, а не изоляция.

  • g
    gregmac
    23.12.2025 22:38

    Если вы живёте во влажном климате, рекомендуется изолировать холодные трубы, чтобы предотвратить образование конденсата, который со временем начнёт капать на всё, что находится под трубами.

  • J
    Jeremy McGee
    23.12.2025 22:38

    На самом деле всё наоборот. Если вы чувствуете тепло или холод через трубу, значит, она является эффективным /проводником/ тепла, а вовсе не изолятором: она передаёт тепло вашим пальцам!

  • M
    Matt Dowell
    23.12.2025 22:38

    В таком случае добавление изоляции определённо поможет. Я не знаю, сколько времени вам понадобится, чтобы окупить вложения. Я бы задумался об этом только в том случае, если бы вы прокладывали пекс в холодном помещении и жили в регионе с более холодным климатом.

  • D
    Dilbert789
    23.12.2025 22:38

    Труба с горячей водой довольно тёплая. Если вода течёт некоторое время, труба нагревается до температуры воды.

0
23.12.2025 22:38

Я очень сомневаюсь, что оно того стоит, и я никогда не видел, чтобы это делали.

0
23.12.2025 22:38

Да! Я хочу, чтобы вода была горячей сразу после включения, а не через 15–30 секунд. Мне плевать, что я потрачу лишние 100 долларов, если сэкономлю на электроэнергии. Для меня главное — удобство.

Комментарии:
  • D
    Daniel Griscom
    23.12.2025 22:38

    Здравствуйте, добро пожаловать в раздел «Обустройство дома». Спасибо за ответ, но учтите, что это будет работать только в течение нескольких десятков минут после того, как кто-то воспользуется горячей водой. После этого, независимо от того, насколько хорошо изолирована система, вода будет холодной. И вам, вероятно, стоит пройти нашу экскурсию, чтобы знать, какой вклад вы можете внести в развитие этого раздела.

0
B
Ben
23.12.2025 22:38

Да, как уже упоминалось, рекомендуется изолировать трубы, если холодная вода поступает в помещение без кондиционера или если в помещении поддерживается более высокий уровень влажности.

Для горячего водоснабжения в новых домах требуется циркуляция горячей воды (по требованию) с изоляцией 1/2 дюйма на трубах диаметром 1/2 дюйма. После 1/2 дюйма преимущества будут зависеть от конкретной установки и прокладки труб.

0
23.12.2025 22:38

Перейдите по ссылке на Nomaco Insluation:
http://www.nomacoinsulation.com/pdf/polyolefin%20faq/TA65%200512.pdf

По сути, коэффициент сопротивления изоляции PEX не соответствует требованиям энергетических норм к изоляции трубопроводов.

Кроме того, согласно исследованию ASHRAE (2015 HVAC Applications, стр. 50.4):
«Таблица 1 также показывает, что все протестированные на сегодняшний день пластиковые трубы демонстрируют от умеренного до значительного более высокого уровня теплопотерь по сравнению с медными трубами сопоставимого размера при тестировании без изоляции в воздушной среде. Однако при наличии изоляции они демонстрируют от умеренного до значительного более низкий уровень теплопотерь по сравнению с медными трубами сопоставимого размера с такой же изоляцией.»

Итак, я считаю, что было бы глупо не изолировать трубы PEX.

0
R
23.12.2025 22:38

Имеет смысл потратить несколько долларов на то, чтобы ваши трубы из сшитого полиэтилена для горячей и холодной воды были хорошо изолированы для экономии энергии, если не по какой-то другой причине. Но с учётом зим, которые мы наблюдаем здесь, на северо-востоке, в последние несколько лет, стоит сделать всё возможное, чтобы трубы не замерзали. По совету сантехника я использовал стекловолоконную трубку для труб с горячей водой и пенопластовую трубку для труб с холодной водой.

0
23.12.2025 22:38

Вот необычное применение изоляции. В коммерческом здании куски изоляции были разбросаны по всему PEX, горячему и холодному. Они закрепили PEX повсюду, хотя у них была изоляция между местами, где он был закреплен. Они сказали, что причина заключалась в том, чтобы предотвратить вибрацию PEX на шпильках, к которым они были прикреплены.

0
23.12.2025 22:38

Экономическую выгоду очень сложно точно подсчитать. Удобство использования трубы с горячей водой, когда в доме несколько человек, которые моют руки, посуду, принимают душ, в сочетании с возможностью использовать более горячую воду — это главная причина, по которой стоит изолировать трубы с горячей водой. Я обернул стекловолокном диаметром 4 дюйма свою медную магистраль диаметром 3/4 дюйма. Это обеспечило сопротивление теплопроводности в 1,5 дюйма. Зимой вода остается теплой около часа. Она остается горячей в течение пятнадцати минут. Без изоляции вода остыла бы за пять минут.

0
R
23.12.2025 22:38

Я утеплил свои трубы из сшитого полиэтилена и обнаружил, что это действительно имеет значение. Моя главная спальня находится над гаражом (помещение без отопления), а трубы проходят через стены (помещение без отопления). Это единственная комната, которую мы отапливаем мазутом. Остальную часть дома мы отапливаем древесными гранулами. Но с тех пор, как я утеплил трубы, котёл работает не так часто. Так что да, я бы утеплил.

Комментарии:
  • P
    Philip Ngai
    23.12.2025 22:38

    Это очень непонятно. По вашему трубопроводу PEX подается вода для питья и умывания или вода для отопления? Это имеет значение.

0
M
23.12.2025 22:38

Любая изоляция препятствует передаче тепла из труб с горячей водой в трубы с холодной водой. Следует учитывать несколько факторов:


  1. Стоимость изоляции
  2. Стоимость работ по установке изоляции
  3. Теплопроводность труб (медные трубы проводят тепло лучше, чем трубы из сшитого полиэтилена)
  4. Количество воды, которое необходимо пропустить по трубам, чтобы получить горячую или холодную воду из крана

    а. Стоимость неиспользованной нагретой воды, которая уходит в канализацию (включая плату за воду и отопление)
    б. Стоимость услуг канализации для этой воды


Возможно, вам стоит рассмотреть возможность установки циркуляционного насоса (например, Circuit Solver) с обратным трубопроводом для горячей воды, чтобы обеспечить циркуляцию горячей воды (без слива в канализацию). В результате горячая вода будет поступать быстрее. Однако циркуляция ускоряет теплообмен в трубе, поэтому изоляция все равно желательна.

Комментарии:
  • E
    Eric Simpson
    23.12.2025 22:38

    Один из возможных способов сократить расходы на изоляцию — использовать подложку для бассейна вместо изоляции для труб. В моём районе подложку можно купить в долларовом магазине по цене 1 доллар за 4 фута (0,25 доллара за фут), в то время как более тонкая изоляция для труб стоит около 3,50 доллара за 10 футов (0,35 доллара за фут). Подложка бывает разных цветов. Я использовал красную для горячей воды, синюю для холодной и, возможно, буду использовать оранжевую, если добавлю систему рециркуляции горячей воды.

  • P
    Philip Ngai
    23.12.2025 22:38

    Любая изоляция снижает теплопередачу от труб с горячей водой к трубам с холодной водой. Вопрос в том, насколько снижается теплопередача и насколько это важно.

0
23.12.2025 22:38

Трубы PEX теплые на ощупь? Если да, то вы теряете тепло, и вам будет полезно утеплить трубы.

Стоимость изоляции труб незначительна, а срок её службы составляет десятки лет, поэтому соотношение цены и качества говорит в пользу изоляции.

0
23.12.2025 22:38

Магуайр, Фанг и Крарти разработали имитационную модель для оценки потерь энергии в типичных системах горячего водоснабжения в жилых домах. В качестве примера применения своей модели они оценили влияние изоляции труб в неотапливаемых помещениях (рис. 12):

Рисунок 12

Сопоставив эти данные с оценками стоимости изоляции труб, они пришли к выводу, что «в наиболее рентабельном случае при добавлении изоляции толщиной ½ дюйма (12,7 мм)
в систему водоснабжения дома с высоким уровнем потребления в
Атланте срок окупаемости составит 26 лет. Добавление
изоляции только на участке трубопровода в неотапливаемом помещении
оказалось гораздо более рентабельным, а срок окупаемости для домов в регионах с более холодным климатом
может составить менее 10 лет».

Примечание: в расчётах предполагается, что цена изоляции толщиной 3/4 дюйма составляет 3,30 доллара за фут. В настоящее время (январь 2021 года) изоляция толщиной 1 дюйм стоит около 0,45 доллара за фут, что примерно в 7 раз дешевле, а значит, срок окупаемости значительно сокращается.

Все эти результаты были получены при использовании медных труб. В другом отчёте приводятся количественные данные о потерях тепла при использовании медных труб и труб PAX (трёхслойный композит из сшитого полиэтилена высокой плотности (PEX), алюминия и ещё одного слоя PEX), но не для прямых труб из PEX. Однако в отчёте отмечается, что «пенопластовая изоляция толщиной ½ дюйма работает почти так же хорошо, как пенопластовая изоляция толщиной ¾ дюйма».

Комментарии:
  • E
    Ed Beal
    23.12.2025 22:38

    Я видел, как пекс замерзал почти в три раза сильнее, чем обычно. Я предпочитаю медь для водопроводных систем, но даже у неё есть проблемы с некоторыми системами водоснабжения. Я не видел, чтобы апекс лопался, и, возможно, я слишком старомоден, привык резать и нарезать резьбу на оцинкованных трубах, а затем переходить на медь для общего строительства. Некоторые из самых прибыльных ремонтов, которые проводил бизнес моего отца, были связаны с трубами из древесно-стружечных плит и ПВХ, которые я теперь предпочитаю. Медь, потому что она потрясающая и может выдерживать низкие температуры, но я видел, как латунные шпильки Pex ломались, а не гнулись, но я беспокоюсь о сроке службы пластика, так что это меня беспокоит.

  • S
    StayOnTarget
    23.12.2025 22:38

    @EdBeal изоляция может отсрочить повреждение от замерзания, но во многих случаях не предотвратит его. Но, полагаю, с точки зрения статистики это может улучшить окупаемость.

  • E
    Ed Beal
    23.12.2025 22:38

    Ух ты, я думал, что это окупится быстрее. Возможно, если бы они добавили сломанные из-за замерзания трубы, то с медью это окупилось бы гораздо быстрее, но PEX расширяется и после замерзания остаётся в порядке. У вас есть данные, которые должны быть одобрены, поскольку запрос на данные был сделан.